Руками трогать — ТЕХНОРАМА

Европейский музей науки «Технорама».

Не так давно мне довелось посетить Европейский музей науки «Технорама». Он расположен в небольшом швейцарском городке Вингертур. Музей потряс меня. Все экспонаты здесь представляют из себя сложные устройства, демонстрирующие то или иное явление физики, химии и других областей знаний. Что самое удивительное – все они интерактивные, и любой посетитель может без труда понять принцип работы каждого устройства.

«Технорама» имеет статус так называемого «научного центра» (Science Center) – музея интерактивных экспонатов, ориентированного на активную исследовательскую познавательную деятельность. С точки зрения директора «Технорамы» господина Безио, эстетика каждого экспоната основана на ясной и точной демонстрации того или иного феномена. Музей ставит перед собой задачу создание мотивации к изучению науки. «Мы стремимся создать такую среду, в которой у посетителей появляются вопросы, и тем самым — стимул к дальнейшему исследованию», – считают сотрудники музея. Экспозиция «Технорамы» не дифференцирована по возрасту. Например, нет экспонатов, рассчитанных только на младший школьный возраст или, наоборот, на взрослого человека. Согласно концепции музея, любой посетитель может получить здесь что-то свое: начиная от простого восприятия красивого явления и заканчивая пониманием его законов. В этом состоит принцип «накопительного обучения»: при каждом посещении музея зритель замечает в экспонате что-то новое.

Общая площадь помещений музея – 6000 кв. м; число экспонатов – около 500. Надо сказать, что это довольно много. У меня было два дня, и за это время я успел изучить не более сотни экспонатов. Чтобы подробно ознакомиться со всей экспозицией, нужно не меньше недели!

Цена входного взрослого билета — 21 франк (т.е. примерно 17 долларов), детского 12 франков. При этом, несмотря на столь высокую стоимость, доходы от продажи билетов покрывают только 60 % расходов на содержание музея, остальное – это спонсорские вложения, которые поступают постоянно от разных организаций.

Перед входом в музей расположен небольшой бассейн с насосами, водяным колесом и самоопрокидывающейся бочкой. Это увлекательнейшее зрелище, мимо которого невозможно пройти. Кроме того, еще до того, как посетитель попадает внутрь, он может попасть в небольшой садик с прудиком причудливой формы, где установлен «танцующий» фонтан (Tanzender Gartenschlauch), которым можно самостоятельно управлять, стоя на мостике и регулируя скорость потока воды. Здесь же – небольшой бассейн, вода в который льется из висящего без опоры огромного крана. Рядом — качели, представляющие собой связанные маятники; тарзанка-качели, работающие по принципу игрушки Йо-йо, поднимающие вверх человека за счет энергии вращения (правда, этот аттракцион рассчитан только на вес ребенка).

Само здание «Технорамы» представляет из себя два соединенных переходами прямоугольных параллелепипеда, между которыми располагаются лестничные пролеты с лифтами и переходами. Его фасад сделан в виде отражающего панно из металлических квадратов, которые раскачиваются под воздействием ветра, за счет чего постоянно меняется угол зрения и становятся видны воздушные волны.

Музей занимает четыре этажа. Самый нижний находится под землей. Здесь размещаются небольшой гараж, через который доставляются материалы и новые экспонаты, маленькая экспозиция игрушечных железных дорог и мастерская. Мастерская – это, как выразился руководитель отделения лабораторных исследований, «сердце музея». Она занимает почти целый этаж. В ее штате 13 постоянных сотрудников-мастеров: слесарей высокого класса, механиков, электриков, электротехников, столяров, художников… В целом – это маленькая фабрика для изготовления и ремонта выставочного оборудования. Ежедневно несколько экспонатов выходят из строя, и задача этой мастерской в кратчайший срок восстанавливать их работоспособность. Любой ремонт не должен длиться более 24 часов. Как сказал один из сотрудников музея, у посетителя не должно даже возникать ощущения, что что-то не в порядке, иначе он не приедет в музей второй раз. Действительно, я не заметил ни одного пустого места или неработающего экспоната, и уж тем более не встретил ни одной таблички «Находится на реставрации». И это при том, что все экспонаты представляют из себя непростые, постоянно находящиеся в работе устройства.

На первом этаже – вход в музей, кассы, магазин, в котором продаются научные игры и книги, и экспозиционный зал, где представлены разделы «Механика», «Магнетизм» и «Электричество». Кроме интерактивных экспонатов в этом зале находится несколько лабораторных столов для практических работ по электромагнетизму и отгорожено большое пространство для демонстрации физического шоу «Высокое напряжение». Показываемые во время этого действа эксперименты сами по себе являются захватывающим зрелищем. Надо сказать, что это шоу совсем не похоже на развлекательное представление, а скорее напоминает лекцию с демонстрацией примеров: бОльшую часть времени сотрудник музея что-то рассказывает, при этом иногда обращается к публике, задавая вопросы. Пару опытов проводится с участием зрителей, а после шоу всем предоставляется возможность прикоснуться к генератору Ван-де-Граафа, с помощью которого можно наглядно увидеть действие высокого напряжения: достаточно дотронуться до генератора, и волосы в прямом смысле этого слова поднимаются дыбом.

В этом же зале есть две экспериментальных станции — «Карусель Кориолиса» и «Сверхпроводимость». Демонстрация их работы проводятся специально подготовленными людьми только дважды в день, так как это сложные и небезопасные устройства.

На втором этаже основного здания расположены разделы экспозиции «Восприятие», «Математическая магия», «Вода – природа – хаос», занимающие один огромный зал. Здесь также проводится шоу, но в другом, отдельном зале, в который можно попасть как со второго, так и с третьего этажа, поскольку места для зрителей в нем располагаются ступеньками, как в студенческой аудитории. Оно называется химическое «Газовое шоу». Оно отличается от физического большей театральностью. Его ведут два человека, которые в процессе «представления» общаются и со зрителями, и друг с другом: они постоянно переговариваются между собой, перебрасываются шуточками и по очереди показывают различные эксперименты. Шоу изобилует взрывами, и, наверное, поэтому очень нравится посетителям. При этом зрителям с самого начала рассказывают о технике безопасности: во время взрывов надо закрывать уши и приоткрывать рот.

На третьем этаже находится последний большой зал, также занимающий весь этаж. Здесь размещаются экспозиции «Свет и изображение», «Зрительное восприятие пространства», «Звучащее дерево», «Мимика», «Автоматизация». Внимание всех посетителей привлекает демонстрация «Лазер». Помимо интерактивных экспонатов в оптической части экспозиции находится несколько лабораторных столов для проведения практических работ по оптике.

Во втором, малом здании располагается все остальное. В нем, в отличие от первого, множество окон, и искусственное освещение минимально. На первом этаже размещена лаборатория, в которой утром проводят свои исследования школьники, а после 12 – все желающие; рядом работает кафе, которое открыто дольше самой «Технорамы», поэтому здесь можно позавтракать перед посещением музея, пообедать, а также поужинать после закрытия музея. На втором этаже размещаются сменная тематическая экспозиция, два класса и лекционная аудитория. На третьем — административные комнаты и помещение для семинаров.

Принципиальной особенностью «Технорамы» является минимальное использование компьютеров: они есть только там, где без них действительно невозможно обойтись (например, для показа процессов, происходящих в невесомости). Другой отличительной чертой работы музея является возможность интерактивного взаимодействия посетителя со всеми экспонатами без чтения инструкции или же устных пояснений. Предполагается, что все установки оснащены интуитивно понятным интерфейсом, не требующем специального изучения. Правда, этот идеал не всегда оказывается достижим; в результате порой посетители проходят мимо экспоната, работа с которым невозможна без чтения хотя бы пары строк инструкции.

Скажем несколько слов об основных направлениях деятельности «Технорамы». Прежде всего – это школьные экскурсии. Дети приезжают сюда целыми классами вместе с учителем и проводят в музее целый день. Существенной особенностью этих классных посещений является то, что помимо своего учителя у группы нет никакого экскурсовода. В музее вообще нет экскурсий. По мнению основателей музея, они идут в разрез с основной концепцией, так как деиндивидуализируют сам процесс так называемого «неформального обучения». Каждый посетитель сам должен выбирать, на что направлять свое внимание. Таким образом учащийся приобретает глубоко индивидуальный опыт познания, то есть, как сказал руководитель школьного отделения, «каждый посетитель музея формулирует понимание на своем собственном языке», соответствующий особенностям его собственного восприятия и мышления. Но вместе с тем, чтобы увеличить образовательную эффективность, музей подготовил большой пакет рабочих листов по всем разделам физики. Эти листы содержат дополнительный материал для учащихся, ряд вопросов и заданий, а также служат определенной помощью для учителя при организации и проведении классных посещений музея.

Другое направление – это лабораторные исследования, во время которых посетителям (также, в основном, школьникам) предлагаются практические работы. Они достаточно просты. Предметы, которые используются для их проведения, очень похожи на школьные лабораторные инструменты, но отличаются тем, что доступны все одновременно и сделаны из качественных, дорогих материалов. Кроме того, в музее есть несколько установок, которых нет в большинстве западноевропейских школ (например, пузырьковая камера или микроскоп с окуляром диаметром 100 мм).

В «Технораме» постоянно проводятся занятия с учителями. Каждую среду учителя могут бесплатно посетить музей и пройти специальное обучение по использованию экспонатов в образовательных целях.

И, наконец, последняя важная часть работы музея – это тематические экспозиции. Например, к юбилею Эйнштейна музей сделал десяток уникальных экспонатов, демонстрирующих основные направления исследований великого ученого.

Сергей Ловягин

SHARE IT: